Социальный опрос

Для участия в опросе перейдите по ссылке Социальное благополучие

03.05.2017. 13:02

Отдел специальных технологий обучения и реабилитации

всем студентам и абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья ИСТР предоставляет следующие сервисы:
- предоставление ассистивных средств для обучения и технических средств реабилитации на время пребывания в учебном корпусе.
- предоставление ситуационного помощника (оказывает инвалидам разных категорий содействие при перемещении по территории института,
при необходимости знакомит посетителя с расположением в учреждении кафедр и служб, знакомит с необходимой информацией,
оказывает помощь при посещении служб, гардероба и т.д.)
- обучение с применением дистанционных технологий, on-line обучение из любой точки мира по программам СПО.

Для студентов с нарушением слуха:
- перевод на русский жестовый язык и перевод на устную речь образовательного процесса, различных культурных и
социально-реабилитационных мероприятий, проводимых в ИСТР НГТУ;
- занятия по развитию слуха и речи;
- организация обследования слуха и речи;
- обучение работе с ассистивными сурдотехническими средствами;
- предоставление академического тьютора (консультанта) на период обучения.

Для студентов с нарушением зрения:
- обучение работе с ассистивными тифлотехническими средствами.
- обучение работе с компьютерной техникой с использованием специальных программных средств.
- подготовка дидактических материалов: на Брайле, в формате DASY, создание тактильной графики
- помощь в техническом оформлении рефератов, курсовых, дипломных работ
- сканирование печатных текстов с распознаванием,
- масштабирование печатных материалов и др.;
- занятия по развитию зрительного восприятия;
- занятия по развитию осязания и мелкой моторики;
- занятия по ориентировке в пространстве;
- занятия по социально-бытовой ориентировке;
- предоставление ассистивного тьютора (помощника) на период обучения.

Для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- в 8 учебном корпусе и на территории общежития создана Доступная среда;
- для студентов с поражением верхних конечностей предоставляются копировальные услуги;
- предоставление ассистивного тьютора (помощника) на период обучения.
- предоставляется пропуск для въезда на территорию учебных корпусов НГТУ;
- специальные места на парковке перед 8 корпусом;
- студенты, прибывшие в учебный корпус, могут воспользоваться для передвижения по 8 учебному корпусу коляской.

По всем вопросам обращаться в 8 корпус, 113 ауд.
тел. для справок (383)315-38-30 (383)315-38-30
электронная почта: i.proxorova@corp.nstu.ru

29.05.2016. 23:23

О ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ

О ПРИЕМЕ НА ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. № 01-50-174/07-1968

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в связи с поступающими обращениями по вопросам приема на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по программам среднего профессионального образования и высшего образования разъясняет.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 10 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Отсутствие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "и" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. Таким образом, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью указанных образовательных организаций, и лицу с ограниченными возможностями здоровья не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования.

Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (часть 1 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Таким образом, при наличии в индивидуальной программе реабилитации указания на возможность (рекомендацию) получения среднего профессионального и (или) высшего образования инвалиду не может быть отказано в приеме на обучение по таким программам на основании того, что в индивидуальной программе реабилитации не указаны конкретные учебные заведения или конкретные специальности (направления подготовки).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обращает внимание на то, что при проведении проверок образовательных организаций в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, а также контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в обязательном порядке проводятся мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований, связанных с организацией получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

А.А.МУЗАЕВ

01.06.2015. 09:57

Условия доступности

На пути к доступности профессионального образования

В последнее время Правительством уделяется повышенное внимание вопросам обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ). На федеральном уровне разрабатываются и утверждаются документы, регламентирующие организацию профессиональной подготовки данной категории граждан. Так, в 2012 году был принят Указ президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной социальной политики», утвержден Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы. На основании этих документов Минбрнауки России внесло в проекты нормативных правовых актов, регулирующих содержание образования, положения, обеспечивающие доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Новосибирский государственный технический университет в данной области занимает передовые позиции, являясь базовым образовательным учреждением высшего профессионального образования, обеспечивающим условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки № 2211 от 30 декабря 2010 г.), а также федеральным головным центром по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии (приказ Минобразования России № 2356 от 24.05.2004 г.).

В структуре НГТУ функционирует Институт социальной реабилитации, ответственный за обучение инвалидов и ЛОВЗ. Целью его деятельности является создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов по программам высшего и среднего профессионального образования, а также других форм профессиональной подготовки инвалидов. (Приказ Министерства науки, высшей школы и технической политики №603 от 01.10.1992 г. Москва «О создании Новосибирского института социальной реабилитации», Постановление правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 года №807 г. Москва «О Новосибирском институте социальной реабилитации»).

СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

10.05.2014. 12:47

Методические рекомендации

Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн)

1.
Организационные рекомендации к образовательным организациям высшего образования

1.1. Деятельность образовательной организации высшего образования по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна регламентироваться документами локального характера - это положение о центре (отделе, отделении, службе и т.п.) инклюзивного образования, положение об обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Также необходимо внесение дополнений в Устав образовательной организации, Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, Положение о практике обучающихся, Положение о государственной итоговой аттестации выпускников и другие документы учитывающие условия инклюзивного обучения.

1.2. Создание в образовательной организации высшего образования структурного подразделения, ответственного за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья или придание соответствующих полномочий и ответственности существующим структурным подразделениям.

Таким подразделением может быть центр (отдел, отделение, служба и т.п.) инклюзивного образования. Основная цель деятельности структурного подразделения, ответственного за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов по программам высшего образования.

В задачи данного структурного подразделения входит довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами, сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения инвалидов, социокультурной реабилитации, содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, создания безбарьерной архитектурной среды.

В случае, если в образовательной организации не создается отдельное структурное подразделение, ответственное за обучение инвалидов, то его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям, что отражается в соответствующих положениях о структурных подразделениях.

СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА

10.12.2014. 23:45

Ассистивные технологии

Ассистивные технологии особенно важны для людей с ограниченными возможностями здоровья. Новые технологии помогают лучше видеть, слышать и использовать компьютер. Они помогают компенсировать функциональные ограничения человека и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности.

виды ассистивных технологий

14.12.2014. 14:02