Культура глухих

Юлий Ведерников

Юлий Анатольевич Ведерников родился в 1943 году в творческой семье. Его отец Анатолий Ведерников был известным пианистом, а мать Ольга Геккер скрипачкой, происходившей из интеллигентного рода немецких переселенцев. Ее отец Юлий Федорович Геккер (дедушка будущего художника) был известным ученым, профессором философии и религиозным деятелем, репрессированным в 1938 году. Другая его дочь Ирма (тетя Юлия Ведерникова) стала художницей. Все сложные повороты судьбы семьи Геккер не могли не отразиться на мировоззрении Юлия Ведерникова и легли в основу его творчества и философского восприятия окружающего мира.

Юлий Ведерников рос и воспитывался в творческой атмосфере. Частыми гостями в их фамильном доме были известные музыканты, артисты и художники. Близкие дружеские отношения семья Ведерниковых имела с С.Т. Рихтером и Р.Р. Фальком. С раннего детства Юлий Ведерников мечтал стать музыкантом, как и его родители, серьезно занимался музыкой в Гнесинской школе. Но случилась трагедия, неожиданная болезнь лишила мальчика слуха.

Мать у Юлия Ведерникова была духовно очень сильной личностью и решила бороться с недугом сына. Не желая видеть в ребенке инвалида, она отказалась от азбуки глухонемых. Родители стали учить мальчика понимать речь по губам и настолько преуспели в учебе, что Юлий продолжил заниматься в общеобразовательной школе, изучая по губам даже английский. С момента потери слуха Юлий Ведерников все больше внимания стал уделять рисованию.

Ю.А. Ведерников. Пейзаж с церковью. 1978 г.

Как художник Юлий Ведерников сформировался в конце 60-х — начале 70-х годов. Его тетя Ирма Геккер будучи профессиональным художником, познакомила Юлия со своим приятелем, бывшим ее однокурсником и знаменитым представителем московского андеграунда 60-х годов Василием Яковлевичем Ситниковым, набиравшим в то время для своей школы учеников, которые не имели бы ни малейшего представления о живописи. По мнению В.Я. Ситникова, рисовать нужно начинать в уме, посредством своего воображения, которое надо развивать внутренним видением в каждой картине.

Ю.А. Ведерников. Строительный участок

Ежедневно по 12 часов в течение четырех месяцев Юлий Ведерников наблюдал за учителем, который показывал ему, как нужно работать сапожной щеткой и черной краской. Сохранились воспоминания Юлия Ведерникова о тех днях: «Он брал белый лист бумаги, цеплял его кнопками на большую чертежную доску, потом выдавливал немного черной масляной краски на палитру, брал сапожную щетку и тщательно растирал этой щеткой краску… Через 5 минут на белом листе возникала извивающаяся “кишка” с тончайшей и нежнейшей светотенью. Белой бумаги как таковой я больше не видел. Вместо нее я увидел глубокое и светлое пространство…» (Из записок Юлия Ведерникова). Для В.Я. Ситникова основой творчества была форма в пространстве, любовь к которой он старался передать своему ученику.

Творчество Юлия Ведерникова сразу становится извест¬ным узкому кругу любителей и коллекционеров. Художник ведет уединен¬ный образ жизни в подмосковном поселке Клязьме, где родился и вырос.

Излюбленной темой Юлия Ведерникова стала Клязьма. Свои художественные образы он черпал из реальной жизни, с соседних улиц, с базара, всегда с большим увлечением наблюдая за происходящим. Художник часто присаживался на лавочке перед Ярославским вокзалом, наблюдая за бурлящей жизнью, представленной здесь во всей своей наготе. Для более сильного выражения творческого замысла художник изображал своих героев на грани реального и вымышленного, прекрасного и безобразного, трагического и комического.

Ю.А. Ведерников. Конфликт. 1992 г.

Его работы основаны на контрастах и преувеличениях, в них происходит соединение причудливых образов с реальностью бытия.

Ю.А. Ведерников. Большая крокодила

Клязьминцы и клязьминские пейзажи в картинах Ю. Ведерникова - это маленький мир, который представляет собой прообраз огромной страны с фантасмагорическим прошлым, настоящим и будущим. На довольно больших полотнах Ведерникова какое-то бесконечное и бессмысленное людское столпотворение, но при этом каждый выписан с миниатюрной тщательностью и часто безошибочно узнаваем. Все произведения Юлия Ведерникова носят оттенок автобиографичности. В общей толпе всегда присутствуют он или близкие ему люди.

Ю.А. Ведерников. Пловцы

Очень своеобразно и выразительно умеет Юлий Ведерников передать портрет со спины.

Ю.А. Ведерников. Идущая

Юлий Ведерников — художник-философ, который дает нам возможность со стороны посмотреть на круговорот сиюминутных человече¬ских отношений, падение наших ценностей и путаницу целей, безнравственность, корыстолюбие и ханжество, которые сводят отношения людей к животным инстинктам. Большинство персонажей на его картинах вызывают чувства удивления и сожаления, мягкого, но горького юмора. Полотна Юлия Ведерникова очень ярко передают живую, метко схваченную жизнь и ее очевидный абсурд.

Ю.А. Ведерников. Остров инвалидов. 1992 г.

Рассказ о самобытном творчестве Юлия Ведерникова хочется завершить словами самого автора, которые во многом объясняют его уникальную манеру письма. «Мне хочется изображать нашу жизнь во всей ее красе и многочисленной прелести. Но что-то у меня не получается… Преломляясь во мне, эта жизнь выходит из-под моей кисти или пера какой-то странной и даже, я бы сказал, абсурдной. И поделать здесь я ничего не могу». Юлий Ведерников

Ю.А. Ведерников перед портретом Л.В. Бетховен

В 2009 году была выпущена книга «Юлий Ведерников. Жизнь в искусстве», в которой не только собраны репродукции практически всех работ художника, от ученической графики до живописи, но и помещены авторские тексты, воспоминания о семье, переписка с В. Я. Ситниковым.

Печатается в авторской редакции:
Огурцова Наталья Алексеевна
Фото с сайта:
https://www.liveinternet.ru/users/4768613/post304459650#
https://tanjand.livejournal.com/675348.html