Культура глухих

Музыка против глухоты

Мы расскажем вам об удивительном человеке Ирине Семёновне Белик, которая посвятила свою жизнь воспитанию и обучению глухих детей музыке. Она написала замечательную книгу «Музыка против глухоты», в которой излагается опыт проведения музыкальных занятий с неслышащими детьми разного возраста, а также раскрываются многочисленные приемы и упражнения, на первый взгляд давно знакомые в педагогической практике. Но, учитывая специфическим особенностям глухих детей, автор видоизменяет эти приемы в индивидуальной работе с каждым ребенком. К изложенной методике автор прилагает программу и 32 подробных плана, что дает возможность использовать опыт и другим педагогам, а также родителям.

И.С. Белик имела синдром Марфана, который в обмен на физические испытания посылает повышенную умственную активность и выносливость. Она говорила, что ей было приятно сознавать, что «марфанами» были Николо Паганини, Ганс Христиан Андерсен, Рахманинов, Линкольн...

И.С. Белик закончила Горьковскую консерваторию и семь лет преподавала в Рязанском музыкальном училище. Там, будучи разносторонним и творчески одаренным человеком, И.С. Белик основала свой первый «Олимп» - общество любителей изобразительного искусства, музыки и поэзии. Потом И.С. Белик вернулась в Горький и в течение 25 лет продолжала работать в музыкальной школе.

И.С. Белик всегда отличали доброта, чуткость и понимание, поэтому она с радостью бралась обучать очень сложных детей, включая и тех, у кого были слабые музыкальные способности. Среди её учеников могли оказаться дети с глубокими психическими недостатками или с тяжелыми социально-бытовыми травмами.

Доброта И.С. Белик не знала границ. Её всегда тянуло к сложным детям, ей хотелось их расшевелить, увлечь, через музыку пробиться к душе. Она говорила: «С ними я и сама училась постигать трудности и тонкости детского восприятия».

И.С. Белик была искренне верующим человеком, изучала православную литературу и своим ученикам старалась внушить мысль, что Бог является основой всего нашего изменчивого мира. И даже в 1980 году, когда церковное образование молодежи не приветствовалось, она, не боясь нападок советской власти, становилась крестной матерью для своих учениц. Этот поступок характеризует И.С. Белик как очень мужественного человека. Ведь она прекрасно понимала, что этот твердый акт веры мог навсегда лишить её любимой работы и даже диплома. Но она всегда верила в Бога и надеялась, что Бог ее защитит.

И.С. Белик долгие годы обучала глухих детей музыке по собственной методике. Благодаря занятиям с ней многие глухие учащиеся начинали точно интонировать под контролем слуха собственную игру на фортепиано, более качественно и выразительно исполнять музыкальные произведения. И.С. Белик обладала даром живо и ясно объяснять любое музыкальное произведение: в каких местах нужно играть тихо и грустно, а в каких – бурно и быстро. После такого объяснения ученики с большим увлечением и пониманием исполняли даже самые трудные для них произведения.

И.С. Белик, понимая сложность обучения глухого ребенка музыке, всегда требовала от родителей своих глухих учеников точности, обязательности, строгого выполнения домашних заданий. Однако это никак не омрачало процесса обучения. Преподавала она очень интересно и легко, разбор музыкальных произведений сопровождала рассказами о композиторах и художниках. Рисовали у неё все, ведь глухому главное - понять смысл произведения. После занятий у нее дети выбегали, окрылённые её любовью, переполненные радостью приобщения к настоящему искусству.

К своей безвозмездной работе с родителями и их глухими детьми, а также написанию книги о музыке в жизни глухих И.С. Белик относилась как к призванию Божию. «Им я отдала часть своей жизни. Я не выбирала их, они приходили ко мне с мамами, маленькие, непоседливые, не понимающие меня и мне непонятные. Часто недопонимающими были и их мамы, с которыми иногда приходилось труднее, чем с детьми». Это призвание вдохновляло её не только на подведение итогов в книге, но и на новые стихотворения, которые она любила писать. Итогом ее поэтического творчества стал сборник «Видение утра».

Книга «Музыка против глухоты» была написана ей прежде всего для родителей, как «призыв, преодоление, гимн творческим возможностям человека». И.С. Белик была близка по духу с Эмилией Ивановной Леонгард, автором системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха. Когда Э.И. Леонгард приезжала в гости к И.С. Белик, то они часами обсуждали ее уникальную методику обучения глухих музыке. Именно Э.И. Леонгард вдохновила И.С. Белик на написание книги. Она же стала и её редактором. В предисловии к этой уникальной книге Э.И. Леонгард говорит: «И.С. Белик занимается становлением новой для неслышащих детей функциональной системы музыкального слуха». Глухие развивают мелодическую память, поют - то есть «точно воспроизводят мелодию, сами исправляют услышанные собственные ошибки в игре и в пении... Чрезвычайно важным результатом деятельности И.С. Белик является влияние её занятий ... на личность детей. Эти дети доброжелательны, открыты людям, активны, работоспособны, имеют разносторонние интересы, любят искусство - посещают концерты, музеи». Кстати, И.С. Белик настоятельно советовала всем будущим матерям слушать классическую музыку (Баха, Бетховена, Моцарта и других композиторов). По ее мнению, - это очень положительно влияет на младенца, который еще находится в утробе матери.

В книге «Музыка против глухоты» содержится много интересных и ценных идей. Так, И.С. Белик пишет: «Игра на фортепиано, пение с текстом укрепляют связи центров мозга. Импульсы, идущие по нервным волокнам в центры движения и музыки, видимо, передаются системам слуха и речи, включая их в общую работу. Происходит восстановление речи и улучшение речевого слуха, а в результате выигрывает интеллект неслышащего ребенка...». Ирина Семёновна, как чуткий человек, уловила и сформулировала общую особенность глухих детей, предложила один из способов коррекционной педагогики: «Часто такие дети отличаются повышенной чувствительностью, нервозностью, обидчивостью, но - лишь изнутри, слушая себя и не замечая, не улавливая, а часто не вникая в эмоциональный настрой собеседника, чтобы скорректировать собственное поведение. Думаю, что работа над анализом эмоционального строя слушаемой и исполняемой музыки должна помочь формированию душевной отзывчивости неслышащего ребёнка».

Ученики И.С. Белик сохранили о ней самые теплые воспоминания. Так сбылось пожелание, высказанное в ее стихотворении.

Вспомни меня, как вспоминают
Ласковый сон на рассвете.
Я поднимусь над тобой
Радугой звонких соцветий,
Я зазвучу над тобой
Гордым строем органа,
Я пролечу над тобой
Лёгкой дымкой тумана...
Вспомни меня...
Я не вспоминаю, а помню тебя, - высокую, величественную, благородную!

Материал подготовила Наталья Огурцова
Журнал Всероссийского общества глухих «В едином строю» 2017 г. №3.

Эвелин Гленни - женщина легенда: о жизни и творчестве выдающегося перкуссиониста

Легендарная глухая перкуссионистка, композитор, трехкратный лауреат премии «Грэмми» и дама-командор ордена Британской империи, Э́велин Гле́нни родилась в Абердине, третьем по величине городе Шотландии, в 1965 г. в семье фермеров. Ее отец был исполнителем-любителем, он играл на аккордеоне народную музыку, но после рождения детей его творчество завершилось. Эвелин с самых малых лет проявляла отличные музыкальные способности. Однако в возрасте 8 лет девочка начала терять слух. Когда ей исполнилось одиннадцать лет, ее направили к специалистам, которые подтвердили ухудшение слуха. Вывод врачей был неутешительным: девочка не сможет больше заниматься музыкой. Однако Эвелин не смирилась. Она стала обучаться игре на ударных инструментах.

Музыкальная коллекция Э. Гленни

В возрасте 16 лет Эвелин перешла в школу, где все учащиеся обучались игре на музыкальных инструментах. Это сыграло большую роль в формировании музыкальных увлечений будущего виртуоза. «Я заметила, ‒ вспоминает она, ‒ что могу ощущать определенные ноты разными частями своего тела. Я научилась открывать свой ум и тело звуку и музыке».

Эвелин Гленни

После школы Э. Гленни была принята в Королевскую музыкальную академию в Лондоне. На экзамене в Королевской академии она достигла одного из наилучших результатов за всю историю учебного заведения. Члены экзаменационной комиссии просто не могли поверить, что Эвелин, которая безошибочно определяла высоту звуков, не может слышать. Уже во время учебы Э. Гленни была удостоена многих престижных премий, а в 1988 г. получила звание молодой солистки года в Великобритании.

Эвелин Гленни во время концерта

Э. Гленни очень много гастролирует по разным странам, приобретая всё бо́льшую славу.

Эвелин Гленни в составе жюри XVIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Москва, декабрь 2017 г. Автор фото: Вадим Шульц
XVIII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик». Москва, декабрь 2017 г. Эвелин Гленни в составе жюри. Автор фото: Вадим Шульц

В настоящее время Э. Гленни является одной из лучших исполнительниц на ударных инструментах. Каждое ее выступление становится уникальным событием в области искусства.

Эвелин Гленни играет на барабанах во время церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне 2012

Ее приглашают к сотрудничеству лучшие оркестры мира. Многие университеты присвоили артистке звание Почетного доктора.

Эвелин Гленни во время концерта в Москве, декабрь 2017 г. Автор фото: Вадим Шульц

Сегодня Э. Гленни уже признанная звезда шоу-бизнеса.

Эвелин Гленни Фото: Филиппа Ратмера

Несмотря на продолжительные репетиции, выступления, записи в студиях, Э. Гленни успевает сама сочинять музыку, а также занимается литературным творчеством. Ею написана автобиографическая книга «Добрые вибрации».

Обложка книги Э. Гленни «Добрые вибрации»

В молодости Э. Гленни пользовалась слуховым аппаратом, но как только выучилась читать с губ, выкинула его. На своих концертах она появляется босиком, так как стопами лучше ощущает игру звуков. «Моя глухота, - говорит она, - является чем-то исключительным. Я воспринимаю ее как сокровище, которое не хотела бы потерять. Хочу остаться такой, как я есть». Э. Гленни признает, что недостаток слуха побудил ее к развитию способностей: «Музыка не является делом звука. Чтобы быть хорошим музыкантом, нужно прежде всего развивать то, что вырастает из сердца. Я это открыла в себе и знаю, что это не имеет ничего общего с технической стороной музыки».

Шотландская перкуссионистка Эвелин Гленни
На концерте Эвелин Глинни

О жизни и творчестве выдающейся перкуссионистки Эвелин Гленни можно посмотреть фильм, снятый в 2016 г., перейдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=vSdIAO70lWA

Большой интерес также представляет видео: «Эвелин Гленни учит слушать»: https://www.youtube.com/watch?v=7WKrAVcK_mk

Эвелин Гленни играет на алуфоне: https://www.youtube.com/watch?v=qc8bo1c_lqY

Материал подготовила Наталья Огурцова

1. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2002 г.
2. https://www.youtube.com/watch?v=7WKrAVcK_mk
3. https://www.musicradar.com/rhythm/drum-stars-to-soundtrack-silent-movies-503603
4. Эвелин Глении «Добрые вибрации» https://onlinerarebooks.com/music-books/good-vibrations-signed-book-by-evelyn-glennie.html