Культура глухих

Замки Луары

Замки Луары. Часть 1. Замок Шенонсо

Старинные замки входят в число наиболее знаменитых достопримечательностей Франции. На Земле не найдется, пожалуй, ни одного человека, который не слышал бы про Лувр: королевский замок в Париже, перестроенный во дворец и ставший впоследствии музеем; или про замок Иф — бывший военный форт и место заточения легендарного графа Монте-Кристо.
Однако во Франции насчитываются десятки других подобных сооружений, каждое из которых имеет удивительную историю и яркую архитектуру. Особенно интересны замки, расположенные в долине реки Луары: их здесь так много, и они столь великолепны, что весь 300-километровый участок долины, простирающийся от Сюлли-сюр-Луар (Sully-sur-Loire) до Шалон-сюр-Луар (Chalonnes-sur-Loire), внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Большая часть замков Луары была возведена в Средние века, но перестроена позднее, в эпоху Возрождения, когда эту местность для своего проживания облюбовали французские короли. В годы Первой мировой войны некоторые замки использовались как военно-полевые госпитали. А во время Второй мировой войны, несмотря на то, что через замки проходила демаркационная линия, разрушены они не были, и теперь мы можем в полной мере оценить их величие.
Начнем наше виртуальное путешествие с замков, чья судьба связана с женскими именами. Это, например, Шенонсо (Château de Chenonceaux), расположенный около одноименной деревни в департаменте Эндр и Луара. В народе он зовется «дамский замок» не случайно.

С XIII века на этом месте находилась военная крепость, но спустя два столетия земли были выкуплены королевским придворным Томасом Бойе, который решил разрушить старые постройки, чтобы возвести новое сооружение. Строительством при этом занималась его жена: сам Томас, входящий в свиту короля, постоянно отсутствовал.

В середине XVI века замок был экспроприирован в пользу Франциска I, которому нравилось наведываться туда вместе со своими приближенными. В их числе был его юный сын, будущий король Франции Генрих II, а также видная придворная дама Диана де Пуатье.

История Генриха и Дианы является одной из наиболее известных в мире историй любви (ей, в частности, посвящен роман Александра Дюма «Две Дианы»). Их первая встреча состоялась, когда будущему королю было 6 лет: 25-летняя красавица поцеловала мальчика, и он решил навеки стать ее рыцарем. Даже женившись на Екатерине Медичи, Генрих II не забыл о своей страсти, и несмотря на 19-летнюю разницу в возрасте, продолжал осыпать Диану знаками внимания. В числе многочисленных даров ей достался и замок Шенонсо — притом вопреки всем существующим законам о собственности.

Диана оказалась достойной хозяйкой: в 1551 году она начала работы по благоустройству владения, включавшие перепланировку парка и фруктового сада. Она также заставила промерить глубину реки Шер с целью строительства каменного моста, которое позже было осуществлено по проекту Ф. Делорма.

После смерти Генриха II Диане пришлось вернуть замок его супруге, а следующим владельцем после Екатерины Медичи стала жена Генриха III Луиза де Водемон. Эта королева вошла в историю как «Белая дама»: рано овдовев, она на протяжении 12 лет носила траур белого цвета (по существовавшей со времен античности традиции). После ее смерти замок перешел к Франсуазе де Меркер — жене Цезаря Вандомского, внебрачного королевского сына. С этого времени короли Франции покинули Шенонсо.

В 1733 году замок был продан богатому землевладельцу-банкиру Клоду Дюпэну, а его жена, поклонница искусств, открыла в Шенонсо модный салон. Спустя столетие Шенсоно приобрела некая мадам Пелуз, которая провела большие реставрационные работы с целью вернуть имению его первоначальный облик. В настоящее же время Шенсоно является собственностью семьи Менье, купившей его в конце XIX века. Замок полностью восстановлен и открыт для экскурсий.

Замок Шеверни (Château de Cheverny), расположенный в одноименной коммуне области Солонь, также был подарен Генрихом II Диане де Пуатье, однако, в отличие от Шенонсо, в своем первоначальном виде не сохранился. Тот замок, который мы видим сейчас, заново построен в первой половине XVII века в стиле позднего Ренессанса. Внешне он напоминает Люксембургский дворец в Париже, поскольку его проектом занимался Жак Бужье — ученик Саломона де Бросса, руководившего возведением парижской резиденции.

В начале XVII века в замке развернулась драма, достойная Шекспира. Его тогдашний владелец, генерал-лейтенант Анри Юро, застал свою жену в объятиях молодого пажа. Заколов соперника шпагой, обманутый супруг предложил изменнице выбор между ядом и клинком, и молодая графиня выбрала яд. Правивший тогда король Генрих IV не одобрил расправу и запретил Анри появляться во дворе, фактически заточив его в имении. Там вдовец снова женился, и новая хозяйка, Маргарита, всю свою энергию направила на заботы о замке. Она начала масштабные работы по его расширению и восстановлению, а к 1650 году обустройство интерьера завершила маркиза де ла Мориньер — дочь Маргариты и Анри.

В 1802 году потомки Юро были вынуждены продать усадьбу, но по окончании наполеоновских войн смогли вернуть ее в свои руки. В 1914 году семья Юро в числе первых во Франции решила открыть свое имение для свободного посещения туристами.

История замка Вилландри (Château de Villandry), лежащего в 15 км на запад от города Тура, не помнит столь бурных страстей, зато этот памятник настроит на романтический лад лучше всего.

В XII веке на этом месте находилась крепость Коломбье, но спустя четыре столетия его новый хозяин, государственный секретарь Франциска I Жан ле Бретон, решил возвести для себя красивый замок, отличающийся от других средневековых крепостей. Наиболее древние постройки Коломбье, за исключением главной башни (донжона), были снесены, и в 1536 году здесь началось строительство нового здания в стиле Ренессанс. Благодаря одному из своих следующих владельцев — брату Наполеона Бонапарта принцу Жерому — замок обогатился, так как должен был соответствовать императорскому стилю. Но наибольший вклад внесла супружеская пара Карвальо, которая приобрела замок в начале XX века. Решив вернуть Вилландри его первоначальный вид, они перестроили аркады и воссоздали сады.

Садово-парковый комплекс располагается на трех уровнях, поднимающихся один над другим. Нижняя терраса занята стилизованным огородом, верхний засажен фруктовыми деревьями, а средняя терраса является «Садами любви», визуально продолжающими залы первого этажа. Лежащие у основания замка «квадраты» выстрижены из кустарника в виде фигур — аллегорий любви. Символами страсти являются бальные маски и сердца в языках пламени; веера и преобладание желтого цвета кустарника символизируют неверность; пронзенные стрелами сердца напоминают о нежности и чувствах, а трагическая любовь иллюстрируется лезвиями шпаг. Летом здесь расцветают красные цветы как символ проливаемой на дуэлях крови.

Разноцветные клумбы, фонтаны, водоемы, тропинки-лабиринты и многое другое — сады замка Вилландри являются ярким примером французского паркового искусства. В полной мере оценить замысел их создателя можно только с высоты, и панорамы AirPano в этом случае — как нельзя кстати.

Но наша виртуальная прогулка по замкам долины Луары на этом не заканчивается — в следующий раз вы узнаете, как с ними связан великий Леонардо да Винчи.

Лазурный берег

Фрежюс и Сен-Рафаэль

История луарских замков неразрывно связана с историей всей Франции. Самой старой сохранившейся каменной крепостью страны считается замок Ланже (Château de Langeais) во французском департаменте Эндр и Луара. Он был заложен в конце X века родоначальником династии Плантагенетов — анжуйским графом Фульком Нерра по прозвищу «Черный сокол». Построенный на скале, нависшей над долиной Луары, замок использовался в качестве военной крепости. В XII веке он был расширен Ричардом Львиное Сердце — потомком Черного сокола.

За века своей истории Ланже многократно менял владельцев и перестраивался. От древних времен сохранился фасад главной башни, прозванной «донжон Фулька Черного», а вся остальная часть замка появилась во второй половине XV века, при Людовике XI.

16 декабря 1491 года в Ланже произошло знаменательное событие, ставшее важной исторической вехой: здесь состоялось бракосочетание Карла VIII и Анны Бретанской, после чего Бретань была присоединена к Франции. Этот странный союз потряс всю европейскую политику: оба новобрачных на тот момент были обручены с другими царственными особами. Согласно историческим документам, о предстоящей свадьбе не было известно до самого последнего момента; чтобы сохранить тайну, невеста была доставлена в замок под покровом ночи.

Инициатором брака выступала регентша Анна де Боже, желавшая присоединить Бретань к королевству, и этот план сработал. Теперь же замок Ланже является важной достопримечательностью Франции, привлекая множество туристов.

По распоряжению Фулька Нерра в начале XI века был построен еще один замок: Монтрезор (Château de Montrésor). Он располагается в Турени (так в прошлом называлась одна из провинций Франции). С начала XV века королевский двор стал проводить в Турени все больше времени, и замок был куплен Эмбером де Батарне — одним из государственных деятелей, фаворитом Людовика XI и советником сразу четырех королей: помимо Людовика XI, его услугами пользовались Карл VIII, Людовик XI и Франциск I. Столь долгие годы службы при дворе — ситуация уникальная; она стала возможной благодаря незаурядным способностям де Батарне. Кстати, именно он сумел организовать легендарную свадьбу, присоединившую Бретань к Франции.

В последующие века замок постоянно менял владельцев; во времена Французской революции он пришел в упадок, но был восстановлен в 1849 году силами своего нового хозяина — богатого польского графа и друга императора Наполеона III Ксаверия Браницкого. В наши дни замок остается в собственности его потомков, которые иногда открывают двери этого исторического памятника дл я экскурсий.

Расположенный в департаменте Луар и Шер на западе страны замок Мулен (Château du Moulin) еще на этапе строительства, в 1490 году, был подарен королем Карлом VIII своему другу Филиппу дю Мулену за то, что тот спас ему жизнь во время битвы при Форново. Замок имел рвы, башни с бойницами и другие атрибуты военной крепости, однако качество строительного материала и тонкие стены показывают, что это было лишь данью истории и архитектурной моде. В XVII веке, при Людовике XIII, замок был реконструирован, а сейчас он входит в число наиболее популярных туристических объектов Франции. В его стенах также снималось несколько телевизионных фильмах об интригах французского престола.